Крупные российские ритейлеры осваивают формат магазинов удома, так называемые convenience store. Привлекательность продуктовых магазинов для посетителей ТЦснижается, что подтверждают изменения вформате ихприсутствия, выяснили аналитики Nikoliers.
Zamrznuti tonovi/Shutterstock/Fotodom
Традиционная роль продуктового ритейла как якорного арендатора вторговых центрах ослабевает, нотолько врамках крупных гипермаркетах, тогда как врайонных ТЦэтот формат по-прежнему выполняет эту функцию. Поэкспертной оценке Nikoliers, вбольшинстве крупных торговых центров продуктовые магазины продолжают сохранять своё присутствие, однако ихформат становится компактнее. Например, супермаркет «Перекрёсток» вТРЦ «Метрополис» сократил свою площадь вдва раза. Насмену продуктовым магазинам вкачестве трафикообразующих арендаторов приходят фитнес-центры, развлекательные заведения идругие сегменты.
С2021 года доля арендаторов продуктового профиля вторговых центрах уменьшилась на1 п.п., с8% до7%. Несмотря наэто, остается одним изсамых устойчивых сегментов: в2020 году (впериод пандемии) ив2022 году (вусловиях сложной геополитической обстановки) его оборот оставались стабильными. Среднегодовой рост денежного оборота всегменте составляет около 12%.
Продуктовый ритейл сохраняет своё присутствие вторговых центрах, несмотря нато, что его роль как якорного арендатора снижается, аформат занимаемых площадей становится компактнее. Этот тренд впервую очередь прослеживается вкрупных торговых комплексах, тогда как врайонных ТЦпродуктовые магазины по-прежнему остаются якорными арендаторами изанимают большие площади.
При этом благодаря растущей популярности магазинов удома, продуктовые ритейлеры стали запускать магазины напервых этажах жилых домов. Например, компания «Магнит» заключила соглашение сдевелопером «Самолет» нааренду 30 помещений напервых этажах жилых комплексов. Вновых ЖКдоля продуктовых магазинов встрит-ритейле достигает 11%.
X5 Retail Group запускает сеть «Около», которую планирует развивать пофраншизе, также стало известно, что девелоперская группа «Киевская площадь» начинает активное развитие сети магазинов удома под брендом «Фуд сити экспресс». Первые магазины уже открылись вжилых комплексах «Кутузов град» и«Ривер парк Коломенское», апланы компании обещают масштабное развитие до2026 года.
Источник: Nikoliers
География продуктовых сетей также активно расширяется повсей России. Так, «Пятёрочка» планирует открыть более 200магазинов наДальнем Востоке, а«Магнит» недавно запустил первый магазин вМагадане. Компании также диверсифицируют бизнес иосваивают новые ниши. Например, «Пятёрочка» развивает сеть магазинов алкогольной продукции «Тантана», «Лента» открыла 30 специализированных точек «Точка Табака», а«Магнит» совместно с«Самбери» запустил дискаунтер «Ценохит» наДальнем Востоке.
Нафоне изменений вофлайн-форматах активно развивается рынок E-Grocery. Запоследние пять лет (2020—2024 гг.) объём рынка онлайн-торговли продуктами вырос в9 раз исейчас составляет 10–12% отобщего объёма онлайн-торговли вРоссии. Крупные ритейлеры адаптируются крастущему спросу наонлайн-продажи. Поитогам 2023 года доля онлайн-продаж у«Ленты» составила 8,3%, у«Пятёрочки»— 3%, ау«Перекрёстка» вIквартале 2024 года— 11%. «Магнит» достиг 2% онлайн-продаж, ау«ВкусВилла» этот показатель превысил 50%. Для поддержки онлайн-торговли компании развивают сервисы доставки иоткрывают дарксторы. В2023—2024 гг. X5 Group подключила кдоставке шесть новых регионов, а«Магнит» охватил 880 населённых пунктов. Сети дарксторов также расширяются: «Самокат» открыл дарксторы в12 новых городах, а«ВкусВилл» запустил дарккитчен проекта «Сгоряча» в13 городах впервой половине 2024 года.
«Рост популярности магазинов удома обусловлен рядом факторов: это иихблизость кпотребителю, игибкость логистики, ивозможность быстрой доставки. Все это всовокупности делает формат магазинов удома все более востребованным как уритейлеров, так иупокупателей. Магазин вблизи дома или работы, предлагающий интересную ассортиментную матрицу иприемлемые ценовые параметры, может стать весьма успешным. Отмечу также, что поскольку рынок гипермаркетов вРоссии давно сформировался, потенциал его развития уже нетак высок, это вынуждает ритейлеров диверсифицировать бизнес, запускать небольшие магазины напервых этажах жилых микрорайонов, атакже создавать коллаборации скрупными девелоперами»,— сообщила Юлия Кузнецова, заместитель директора департамента торговой недвижимости Nikoliers.