Республика Кипр готовится вступить в НАТО, узнала греческая газета Kathimerini. Детальный план продвижения к цели президент Никос Христодулидис представил Джо Байдену в конце октября в Овальном кабинете Белого дома.
Кроме того, лидер Кипра обсуждал свои намерения с новым генсеком альянса Марком Рютте, а до этого с Викторией Нуланд. России сюжет интересен как сам по себе, так и в связи с потенциальным членством в НАТО Украины.
Задумав попасть в Североатлантический альянс, Кипр попросил Вашингтон о закупке военной техники и вкладе в модернизацию оборонных возможностей республики до стандартов НАТО.
Также Никосия надеется на подготовку офицеров Национальной гвардии в американских военных академиях. Кроме того, речь зашла об использовании в интересах США базы «Андреас Папандреу» в Пафосе (в 2015-м эту базу хотели отдать России).
План Христодулидиса уже принят Вашингтоном, утверждает греческое издание. Советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан назвал его «беспроигрышным вариантом». «Перспективы, которые создаст такое развитие событий, будут огромными», пояснил он. Достаточно взглянуть на карту, чтобы согласиться. Форпост НАТО расположится в сотне морских миль от российской военной базы в сирийском Тартусе.
Надежда, что план Никосии рухнет после прихода в Белый дом Трампа, видимо, тщетна. Христодулидис уже налаживает отношения с республиканцами. В октябре группа сенаторов побывала на острове. Один из американцев заверил президента Кипра, что «следующий госсекретарь Марко Рубио хорошо знает друзей, конкурентов и врагов в регионе» и Вашингтон намерен тесно сотрудничать с треугольником Израиль-Греция-Кипр.
Христодулидис полностью поддерживает антироссийские санкции Запада. Видимо, поэтому атмосфера на острове соответствующая. Кипр теряет своё значение. Если в прошлом году остров входил в тройку самых привлекательных для россиян мест для покупки жилья, то теперь покинул топ. Намёки на удары ракетами по британской базе на Кипре, растиражированные тамошней прессой, тоже влияют на обстановку.
Десятилетиями Кипр был заметным членом Движения неприсоединения, объединяющего страны, не связанные с крупными военными блоками. И вот теперь нацелился на членство в НАТО. Недавний скоропостижный приём в альянс Финляндии (классический пример нейтральной страны, есть даже термин «финляндизация») и Швеции говорит о серьёзном настрое военного блока на расширение. Определяющее значение имеет позиция Вашингтона.
Впрочем, есть загвоздка — Кипр с 1974 года разделён между греческой и турецкой общинами. Эрдоган наверняка воспользуется ситуацией, как он сделал это в случае со скандинавскими странами, временно заблокировав им вступление в НАТО из-за проблем с курдскими боевиками. В обмен на «добро» для Республики Кипр Анкара может потребовать признания Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК) членами альянса.
В Никосии это понимают и подготовили прелюдию к своему плану вступления в НАТО, увязывающую решение кипрской проблемы и прогресс в отношениях Турции и ЕС. Анкару хотят соблазнить разблокировкой сотрудничества с европейскими организациями (до сих пор греки-киприоты накладывали вето), что должно благоприятно отразиться на её экономике. Хотя Эрдогану это должно быть обидно — его страну в ЕС так и не взяли.
Скорее всего без признания ТРСК не обойдётся. Никакие посулы экономического характера не сработают — Турция достаточно развитая страна и суверенитетом не торгует. А значит вопрос придётся решать политически.
Переговоры об этом при участии генсека ООН Антониу Гуттериша уже идут. Пока противоречия выглядят непримиримыми: греки-киприоты хотят двухобщинную федерацию, турки-киприоты настаивают на конфедеративной модели.
Но появившийся главный приз — членство в НАТО и, как следствие, более тесная интеграция обеих враждующих территорий в западные структуры с решением массы сопутствующих проблем может сдвинуть застарелую ситуацию с мёртвой точки.
Эпоха тектонических изменений в мире, которые подтолкнула российская спецоперация на Украине, благоприятствует самым неожиданным метаморфозам.
Вероятное дипломатическое признание ТРСК само по себе не решает взаимных территориальных претензий двух кипрских общин. А значит в этом случае снимается только проблема вето Эрдогана, но не устраняются препятствия, связанные с уставными документами НАТО, если таковые имеются.
Широко распространено мнение, что страна, имеющая неразрешённые споры с соседями, на членство в военном блоке претендовать не может.
На самом деле это не так.
Договор от 1949 года о создании НАТО никаких подобных ограничений не содержит. Оговорка о «территориальных спорах» и «ирредентистских претензиях», как возможной помехе членству в альянсе, впервые появилась в п. 6 «Исследования о расширении НАТО» от 1995 года. Однако, п. 7 этого же документа фиксирует необязательный характер такого рода требований: «в конечном итоге союзники будут решать на основе консенсуса».
То есть формальные требования к приёму в блок имеются, но в особых случаях политическая целесообразность может быть поставлена выше (точно также знаменитый п. 5 Североатлантического договора, иногда называемого «уставом НАТО», хотя и не исключает вооружённую помощь стран-членов блока друг другу в случае нападения на одну из них, не обязывает к этому, допуская и иные действия невоенного характера).
Между странами-членами альянса существует немало территориальных претензий, споров и других непоняток: между Британией и Испанией из-за скалы Гибралтар, между Канадой и Данией из-за острова Ганс, между Францией и Италией из-за границы по горе Монблан, между Португалией и Испанией из-за города Оливенса, наконец, между Грецией и Турцией из-за островов в Эгейском море и т. д.
В конце концов Западную Германию приняли в НАТО, несмотря на существование ГДР. Историки знают, что Сталин был готов объединить страну сразу после войны при условии, что Германия останется нейтральной.
Однако Вашингтон на это не пошёл, наводнив ФРГ своими военными базами, превратив её в фактически оккупированную территорию, каковой она остаётся до сих пор. Так что захотят принять Кипр — примут.
О том, как в НАТО умеют игнорировать собственные документы и «дорожные карты», можно судить по эпопее с приёмом всё тех же Швеции и Финляндии. Обе страны были освобождены от необходимости исполнять План действий по членству в НАТО, специально разработанный альянсом для стран-кандидатов. Почему? Видимо, СВО была признана Брюсселем слишком хорошим поводом, который боялись упустить. Дорога ложка к обеду.
То же самое случилось и с Украиной. На саммите альянса в Вильнюсе Киев решили освободить от требований Плана. Похоже, ни территориальный спор с Россией, ни боевые действия на фронте протяженностью более тысячи километров, ни неготовность Киева перейти на стандарты НАТО формально не могут помешать принять Украину в военный блок. Было бы желание. Её не берут потому, что в этом нет необходимости — натовцы и так рулят конфликтом.
Что если в России, исходя из реалий прошлого, несколько переоценивается значение членства той или иной страны в альянсе? Настоящее показало, что гибридные формы ведения войны с успехом помогают заполнять зазор между возможностями НАТО и не НАТО. Особенно это касается военно-политических и чисто политических методов. Союзники, поддержка полумира (пример — БРИКС) порой не менее важны, чем пушки и танки.
Это становится важным на фоне всеобщих разговоров о некоем замирении на Украине, обсуждении его условий, включая вопрос расширения НАТО. Возможно, выстраивать концепцию безопасности собственной страны, исходя из военных доктрин потенциального противника, не очень эффективно. Не будет ли правильным в большей степени утверждать своё, а не рефлексировать, реагировать на других? Мы же Россия, а не Кипр.